Идущие рядом
У психолога часто возникает необходимость работать с
эмоциональной сферой человека: выгорание у педагогов, душевные метания
ступивших на извилистые тропки переходного возраста подростков,
беспокойство в связи со сложным поведением детей у родителей. Во многих
случаях проблемы такого рода усугубляются также тем, что в силу сильных
эмоциональных переживаний человек не может посмотреть на проблему с
новой позиции, не видит из нее выхода.
В этом случае как
средство психологической помощи можно использовать притчи.
Метафорический рассказ, имеющий интерактивный элемент, включающийся по
ходу повествования, способен решить сразу несколько задач: вывести
клиента за рамки его проблемы, помочь взглянуть на нее со стороны, четче
для себя и психолога сформулировать запрос, запустить механизм
рефлексии, в ходе которой могут быть актуализированы внутренние, доселе
скрытые ресурсы.
Цель и задачи психологической работы с притчей:
• рефлексия с формулировкой своих трудностей и запроса к психологу; • поиск и актуализация внутренних ресурсов; • выработка навыков использования этих ресурсов в стрессовой ситуации; • развитие творческих навыков.
Притча
Когда-то давно, в незапамятные времена, человек был равен животным. Он
делил с ними пищу и кров. Они вместе охотились, зализывали раны и
дрожали от страха, когда темной ночью гремел гром и сверкали молнии. Но
однажды к человеку пришел Бог и сказал:
— Ты мое любимое
творение, я создал тебя по образу и подобию своему. И именно ты мудрее
всех других моих созданий. А посему я хочу испытать тебя, проверить твою
мудрость. Я принес тебе дар — величайший из всех. Но за него тебе
придется заплатить многим. Я принес тебе Разум. Приняв его, ты
вознесешься над всеми животными, и не будет уголка во Вселенной, куда бы
ты ни заглянул. Ты опустишься на дно самых глубоких морей, ты
поднимешься выше облаков к звездам, научишься лечить множество болезней.
И не будет тебе покоя, ибо будешь ты вечно сам себе задавать вопросы об
окружающем тебя мире и стараться найти на них ответы. Но это
сделает тебя самым одиноким существом на свете. Познавая тайны
мироздания, ты познаешь и свою смертность. Каждый человек будет
страдать, понимая, что дни его сочтены. Он будет смотреть на птиц,
зверей и рыб и думать: "Вот они, блаженные, живут, полностью отдавшись
течению времени. Им невдомек, что скоро умирать, что старость принесет
болезни и немощь. Они упиваются жизнью здесь и сейчас. А я знаю, что
умру, что буду болен и слаб, когда состарюсь, и не увижу того, что будет
с миром, когда меня не станет...”
Так будет думать человек, и
еще яростнее он будет познавать мир, создавать произведения искусства,
чтобы хотя бы так запечатлеть свои чувства и сохранить их для потомков.
Страх смерти и горечь ее толкнет многих на великие деяния и на страшные
преступления лишь затем, чтобы их имя сохранилось в веках.
И я спрашиваю тебя, человек, готов ли ты принять мой дар и взвалить эту ношу на свои плечи?
Долго думал человек, глядя то на звезды над головой, то себе под ноги. Наконец он ответил:
— Да!
Улыбнулся на это Бог и молвил:
— Я знал, что ты примешь мой дар и не устрашишься платы. И я награжу
тебя за храбрость. Я сделаю твое одиночество не таким горьким. Знай же,
что отныне у каждого из вас, людей, будет свой помощник и поводырь,
который будет следить за вами оттуда, куда смертным пути нет. Каждого
человека будет сопровождать свой хранитель, от момента рождения и до
самой смерти. Он будет, подобно губке, впитывать все мысли, чувства,
переживания, знания человека. И он будет расти и взрослеть вместе с
человеком. И таков будет его облик, каким его сотворит человек, по
образу своему и подобию. И каждый из вас будет не одинок, и всякому
помогут и поддержат. А когда вам будет совсем тяжело, каждый из вас
сможет обратиться к своему хранителю, и его просьбы будут услышаны. Да
будет так!
Сказав это, Бог оставил человека одного. В душе у
того поднимались доселе неизвестные чувства — странная смесь тоски и
возбуждения. Человек принялся ходить кругами, не находя себе места. В
итоге он решил развести костер, чтобы чем-то себя занять.
И
вот, сидя у огня, человек вдруг представил неимоверно ярко и красочно
огромные машины из металла, с ревом несущиеся в небо, оставляя за собой
огненные хвосты; механизмы, переносящие людей на огромные расстояния по
суше, воздуху и воде; приборы, освещающие жилища темными ночами;
несметное количество толстых, красиво отпечатанных книг, где собраны
сотни тысяч разгадок тайн природы… Его сердце радостно забилось от
гордости за свой народ, который сумеет добиться столь многого. А в
следующий миг оно заныло от пронзительной тоски — победы человечества
сменились болью от мысли, что первый человек, мечтавший о полете к
звездам, не доживет до дня, когда это станет реальностью; что тысячи
больных умрут за века до того, как будет найдено лекарство; что сотни
ученых поплатятся рассудком, уважением окружающих и жизнью за свои
смелые идеи, а признание к ним придет лишь через много столетий; что
какими бы красивыми ни были картина, статуя или музыка, они не продлят
жизнь своего создателя, а лишь подарят ему иллюзию вечной жизни в памяти
потомков.
Когда весь груз этих тяжких мыслей рухнул на
сидящего у костра, он заплакал. Он выл и кричал, слезы стекали по его
трясущимся щекам, а руки сжимались в кулаки. Человек не знал, сколько
времени он так провел, но чуть позже он смог немного успокоиться. Чтобы
окончательно прийти в себя, человек решил воспользоваться старым
способом — набрать особой травы, росшей здесь в изобилии, и бросить ее в
огонь: люди давно заметили, что вдыхание дыма от этой травы расслабляет
ум и успокаивает истерзанное сердце.
Набрав травы, человек
бросил ее в огонь и стал ждать, пока дым не приобретет характерный
мутный оттенок и пряный запах. Тогда он начал взмахами руки направлять
дым на себя и вдыхать его полной грудью. И правда — тоска отпустила, а
мысли потекли гораздо медленнее и спокойнее. Глядя в огонь, человек
вдруг задумался, почему огонь горит так, а не иначе, почему он желтого
цвета, почему оставляет после себя золу и пепел. И хотя он так и не смог
придумать ответы, ему было приятно, что его мозг стал вдруг таким
любопытным. Внезапно его посетила мысль, такая простая, что человек даже
поразился, что раньше ему это не приходило в голову: "Как так
получается, что, когда я сижу на расстоянии от костра, не касаясь его и
не трогая, я все же чувствую тепло?” Но эта мысль тоже долго не
задерживалась, и вскоре человек начал клевать носом, а потом и вовсе
крепко заснул.
Ему приснилось, что он стоит посреди огромного
поля, тянущегося от горизонта к горизонту. Вокруг полная тишина, и даже
ветер колышет верхушки трав абсолютно беззвучно. "Я один в целом мире”, —
подумал человек, и ему вновь стало больно.
Вдруг он
почувствовал чье-то присутствие рядом и резко обернулся. Перед ним,
шагах в двадцати, была видна фигура. Воздух вкруг нее дрожал, словно при
полуденном зное, да так сильно, что практически скрывал незнакомца.
Несмотря на это человек разглядел в телосложении и движениях пришельца
нечто очень знакомое и близкое. Ему вспомнились слова Бога о хранителях и
помощниках, призванных поддерживать людей в их одиночестве.
— Я
твой спутник, твоя тень, твой хранитель, поводырь. Я знаю все, что
знаешь ты, чувствую все, что чувствуешь ты, помню все, что помнишь ты. И
я могу помочь тебе, ведь я знаю все твои сильные стороны, и мне
известны все твои переживания. Но лишь ты сам в силах преодолеть
трудности на своем пути, — молвил призрак, окруженный дрожащей дымкой.
Его голос, хоть и странно искаженный, был собственным голосом человека.
— Ну что ж, давай поговорим…
Работа с притчей
Психологическая работа с притчей проходит в формате диалога между
"человеком” (клиент) и "фантомом” (психолог). Суть диалога сводится к
наводящим вопросам, которые задает психолог, направляя клиента на
углубленный анализ своих ответов. Диалог должен начинаться с вопроса
"фантома” "Кто я такой?”. Причем терапевт должен в ролевой форме
пояснить, что "фантом” не имеет собственной формы, его суть определяется
"вверенным” ему человеком.
Это упражнение по принципу
напоминает работу с "тенью”: человек сам вкладывает свое содержание в
некий изначально пустой символ. Ответ на вопрос "Кто я такой?”,
во-первых, интегрирует клиента в ролевую среду притчи, поможет ему войти
в роль; во-вторых, продемонстрирует, какие качества клиент хочет видеть
в том, кто может ему помочь (то есть те качества, в которых он сам
подсознательно чувствует дефицит). Потом через наводящие вопросы
формулируется запрос и, по сути, моделируется обстановка, в которой
клиент как бы отделяется от себя и может посмотреть на свою проблему со
стороны. Плюс к этому начинается поиск внутренних ресурсов. Ведь беседу
можно повести и в другом ключе ("фантом” говорит, что его личность
определяется самим человеком и человек "лепит” "фантома”).
Такого рода психологическая работа подходит людям с религиозным мировоззрением и выраженными экзистенциальными запросами.
Пример диалога
— Кто я такой? — Ты тот, кто может помочь мне. Ты сильный, умный, спокойный, расчетливый, беспристрастный. — Почему тебе нужна моя помощь? — Я запутался. — Чем я мог бы помочь тебе? — Ты бы мог дать мне решимости и спокойствия, чтобы я мог решить мои проблемы. — Почему ты сам не можешь их решить? — Мне страшно.
— Все, чем я владею, исходит от тебя. Если я сильный, то потому, что ты
сильный. Мой ум — от тебя, моя память — от тебя. Почему ты думаешь, что
ты этого лишен? — Я не могу найти в себе решимость. — Как ты думаешь, как ее можно обрести?..
И так далее.
|