Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие
грифелю. Инструкция: Найдите в своем
листочке задание №1. Выберите тот
карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник.
Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них
вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в
сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши
чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и
раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом,
который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут
быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта,
злоба, скука, восхищение.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в
них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит?
Раскрасьте.
Обозначения домиков:
№2 – твое настроение, когда ты идешь в училище,
№3 – твое настроение в начале рабочего дня,
№4 – твое настроение в середине рабочего дня.
№5 – твое настроение в конце рабочей недели,
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с педагогами,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одногруппниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты готовишься к занятиям,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим
использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных
эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение,
собственный выбор).
Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный
коэффициент [5] по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего
цвета – место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его
способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение
изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется
следующим образом:
- 0 – 0,5 – хроническое
переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны
для ученика
- 0,51 – 0,91 –
компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной
работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.
Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
- 0,92 – 1,9 – оптимальная
работоспособность. Учащийся отличается бодростью, здоровой активностью,
готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ
жизни позволяет восстанавливать затраченную энергию.
- Свыше 2,0 –
перевозбуждение. Чаще является результатом работы на пределе своих
возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация
темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы.
Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является
индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения
(СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным
положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака)
суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным.
Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее
настроение. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:
- Больше 20 – преобладание
отрицательных эмоций. Доминируют плохое настроение и неприятные
переживания. Имеются проблемы, которые человек не может решить
самостоятельно.
- 10 – 18 – эмоциональное
состояние в норме. Учащийся может радоваться и печалиться, поводов для
беспокойства нет.
- Менее 10 – Преобладание
положительных эмоций. Ученик весел, счастлив, настроен оптимистично.
Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первокурсника и
ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень
дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает
основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная
дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных
отношений:
Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.
Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место
в цветовом градуснике (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение к себе, учебной
деятельности, педагогу и одногруппникам. Понятно, что при наличии проблем в
какой-то сфере, первокурсник раскрашивает именно эти домики коричневым или
черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые обозначены
одинаковым цветом. Например, учеба-счастье-восхищение или домашние задания –
горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания
эмоционального отношения к учебе. По
результатам задания №3 можно выделить три группы учащихся:
- с положительным отношением
к школе
- с амбивалентным отношением
- с негативным отношением
Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и
СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована
по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.