Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
10.05.2024, 11:54
Сайт практического психолога НВПУТД Рожко Анны
Главная Материалы для работы Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Бланковые методики
Проективные тесты
Протоколы психодиагностических методик

НВПУТД

Часы

Главная » Статьи » Психодиагностика » Бланковые методики

Тест «Будиночки»

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  • Лист ответов
  • Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный.
  • Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.                            Инструкция:  Найдите в своем листочке задание №1. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

    Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

    Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

    Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

    Обозначения домиков:

    №2 – твое настроение, когда ты идешь в училище,
    №3 – твое настроение в начале рабочего дня,
    №4 – твое настроение в середине рабочего дня.
    №5 – твое настроение в конце рабочей недели,
    №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с педагогами,
    №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одногруппниками,
    №8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
    №9 – твое настроение, когда ты готовишься к занятиям,
    №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.

    Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

    Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

    ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

    Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

    • 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ученика
    • 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
    • 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Учащийся отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет восстанавливать затраченную энергию.
    • Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

    Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

    • Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. Доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые человек не может решить самостоятельно.
    • 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Учащийся может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
    • Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ученик весел, счастлив, настроен оптимистично.

    Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первокурсника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

    Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

    Счастье-горе – блок базового комфорта,
    Справедливость – обида – блок личностного роста,
    Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
    Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
    Скука – восхищение – блок познания.

    Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

    В задании №3 отражено эмоциональное отношение  к себе, учебной деятельности, педагогу и одногруппникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первокурсник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые обозначены одинаковым цветом. Например, учеба-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения к учебе. По результатам задания №3 можно выделить три группы учащихся:

    • с положительным отношением к школе
    • с амбивалентным отношением
    • с негативным отношением

    Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Категория: Бланковые методики | Добавил: Anna (19.02.2013)
Просмотров: 3142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь дат
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

Афоризмы

Релакс

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024